В современном мире большинство людей не представляет жизни без автомобиля — для них это образ жизни или работа. Однако в некоторых странах водительские права и сахарный диабет — понятия противоречивые, поскольку приступы гипогликемии стоят наряду с такими коварными заболеваниями, как эпилепсия или порок сердца. В странах СНГ к этому вопросу относятся более лояльно, и дают возможность инсулинозависимой молодежи и диабетикам со 2-м типом заболевания осуществить мечту, став водителем.
Можно ли получить права?
Несмотря на множество осложнений, которые часто возникают на фоне сахарного диабета, заболевание не исключает возможности управлять автотранспортом. Для получения водительских прав больному необходимо одобрение лечащего врача и разрешение государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД). Однако, для безопасности диабетика и окружающих, устанавливаются некоторые ограничения.
- Разрешение на вождение автомобилем при диабете обоих типов действительно на протяжении 3-х лет. Причиной тому является необходимость регулярного медицинского осмотра для учета всех изменений в организме и фиксации осложнений, которые возникают на фоне основного заболевания.
- Человеку с хронически повышенным сахаром в плазме крови могут выдать права категории «В». То есть человек с этой патологией имеет право быть водителем легкового автотранспорта, при этом управление микроавтобусом, автобусом или грузовым автомобилем, вес которого превышает 3,5 тонны исключается.
Вопрос о том, может ли человек при сахарном диабете водить машину, решает лечащий доктор. Главные моменты, на которые опирается врач во время принятия решения, это тяжесть патологии, влияние заболевания на зрение, сердечно-сосудистую и центральную нервную систему, а также вероятность потери сознания.
Вернуться к оглавлениюКак это сделать?
Стоит понимать, что поставив перед собой цель быть водителем при сахарном диабете, нельзя идти «напролом». Скрывая заболевание от медработника или обманывая его о самочувствии, больной рискует собственной жизнью и подвергает опасности окружающих людей.
Если диабетику необходимо получить права, то он должен посетить лечащего доктора, у которого он стоит на учете. Именно эндокринолог, который хорошо знает историю болезни и индивидуальные особенности организма, принимает решение о том, насколько безопасно пускать больного за руль автомобиля. Чтобы сделать правильные выводы, врач назначает специальные обследования и отмечает их результаты в медицинской карте:
- Визуальный осмотр. Врач проверяет реакции организма, устанавливает уровень тяжести заболевания и отмечает влияние СД на артериальное давление, зрительную систему, чувствительность нервных окончаний ног и иные показатели. Кроме того, эндокринолог уточняет частоту приступов гипогликемии.
- Ультразвуковое исследование поджелудочной железы.
- Биохимический анализ крови и мочи.
На основе полученных результатов эндокринолог выдает специальную справку, с которой диабетик идет в инспекцию. Далее, государственный работник, который несет ответственность за выдачу водительских прав, учитывает все пункты медицинского документа и принимает решение, безопасно ли для общества учить вождению этого человека.
Вернуться к оглавлениюКак снизить риск до минимума?
Садясь в автомобиль, диабетик должен понимать всю опасность обстоятельств и сделать все необходимое, чтобы обезопасить себя и общество от непредвиденных ситуаций. Для этого ему нужно придерживаться некоторых правил:
- Не стоит работать водителем первые полгода после диагностирования сахарного диабета. Такое же требование к диабетикам, которые перешли на новые медикаменты. Именно в этот промежуток времени проявляются особенности заболевания и реакции организма на новые методы терапии.
- При ухудшении зрения работа за рулем автомобиля должна проводиться в очках.
- Запрещено вождение автомобиля на голодный желудок. Для избежания такой ситуации в транспортном средстве должен быть запас продуктов для перекуса, а также легкие углеводы (сладкий напиток).
- В бардачке всегда должен присутствовать глюкометр. Для максимальной безопасности уровень глюкозы в плазме нужно измерять 1 раз в час. При показателе ниже 5 ммоль/л двигатель лучше заглушить.
- Если человек планирует садиться за руль, инсулин желательно вводить в чуть меньшем количестве от нормы, дабы снизить риск гипогликемии.
Правила поведения при приступе за рулем
Если диабетик понимает, что у него начинается приступ гипогликемии, он должен:
- Остановиться. Зависимо от ситуации это может быть обочина, парковка или трасса. В последнем случае нужно включить аварийную систему.
- Выключить зажигание.
- Принять специальные медикаменты для восстановления гликемии.
- Спустя 10—15 минут измерять уровень глюкозы.
- При нормализации показателей и исключении вероятности повторного приступа перекусить тяжелыми углеводами.
- После восстановления самочувствия продолжить движение.
Противопоказания к вождению при диабете
Главным противопоказанием к вождению при диабете является утрата чувства приближения приступа гипогликемии, поскольку это грозит летальным исходом.
Важным фактором также являются осложнения, которые возникают на фоне основного заболевания. Так, при ухудшении чувствительности нервных окончаний и мышечной слабости, которые приводят к заболеваниям нижних конечностей, больному выдается заключение с указанием уровня тяжести нейропатии и риска вождения автомобиля. Также снижают вероятность получения прав осложнения на глазной нерв в виде катаракты, диабетической ретинопатии или других недугов зрительной системы. В таком случае лишь офтальмолог может дать заключение о состоянии больного.